Кованая скульптура Рабочий и колхозница

«Рабочий и колхозница» — один из грандиозных памятников монументального искусства в стиле конструктивизма, ярчайший экспонат социалистического реализма. Скульптура была воплощена в СССР в 1937 году, для участия на Всемирной выставке в Париже, а после была перевезена и поставлена в Москве, у Северного входа ВДНХ, с тех пор являясь одним из символов Страны Советов.

Конструкция создавалась методом дифовки или же выколотки. Это один из древнейших приемов металлообработки, то есть без нагрева, основанный на обработке изделия и придания ему нужной формы ударами молотов.

 

Скульптурная композиция была изготовлена из недавно изобретенной нержавеющей хромоникелевой стали.

Вначале это вызывало изрядную долю изумления, потому что тогда применение бронзы для этих целей было общепринято. Однако, экспериментальным явилось не только использование этого сплава, но и точечная сварка. Уникальный состав нержавейки и метод ее сваривания изобрел талантливый профессор П.Н. Львов. Риск был велик, до этого момента, в мире еще не создавали ничего похожего, да еще из такой стали. Опытные образцы, отчеканенные на холодную, показали, что этот материал довольно ковкий и гибкий, способный передавать физическое ощущение объема и что очень важно, он не мутнеет и не поддается коррозии. Ставка на долговечность, в выборе металла, оказалась верной, монумент простоял без ремонта более 65 лет и только в 2003 году был отправлен на реставрацию. Любопытный факт: из 5000 деталей полной замене подлежали лишь 500, хотя толщина металлических листов составляет всего половину миллиметра. Это тоньше, чем человеческая кожа.  Опытнейшие мастера завода «Стальмост», где производились основные металлоконструкции, приложили немало усилий при выколотке листов.  Тончайшие, они при ударах норовили сложиться вдвое. Высота этого гениального творения составила 24.5 метра.  Стоит отметить, что при создании шедевра применялась только художественная ручная выколотка, а элементы крепились на металлокаркас при помощи сварного соединения.

 

Скульптурную группу создала выдающаяся художница – В.И. Мухина. Композиционно монумента состоит из двух фигур: юноша и девушка, устремленные в светлое будущее, с гордо поднятыми над головами серпом и молотом. Интересно, что при всей объемности скульптуры, ее длина соответствует высоте. Для большей визуальной пропорциональности, Вера Игнатьевна сконструировала раскинутые руки, а женщине дополнительно еще развевающуюся юбку и добавила шарф.

 

В первоначальном варианте скульптор представила молодых людей в полуобнаженном виде, пытаясь связать их с монументальными героями античности, прототипом послужила древнегреческая статуя «Тираноборцы», где воин держит в вытянутой руке меч. Вере Мухиной все же настоятельно рекомендовали одеть их.  Ей ничего не оставалось, как облачить пару в стальные одежды, благо Мухина была дизайнером и модельером, а одна из ее коллекций была представлена во французской столице.

 

Для составления чертежа была создана целая бригада из 25 инженеров, которая в течение трех недель отображала детали и складки на чертежной бумаге. По чертежам были изготовлены контрольные формы, которые затем увеличили в пятнадцать раз.

 

История того времени, знала не так много примеров реализации подобных исполинских проектов. Это колосс Родосский установленный в античные времена в честь бога Гелиоса; гигантское изваяние римского императора Нерона, построенное в начале нашей эры, а из современных аналогов – колоссальных размеров статуя Свободы в США. Советский исполин — «Рабочий и колхозница» считается самым дружелюбным колоссом среди всех когда-либо существовавших.

Вернуться назад
27.10.2023
Спасибо!

В ближайшее время с вами свяжутся наши специалисты