Кованые ворота Великого Новгорода

Магдебургские, они же Плоцкие, они же Корсунские, они же Сигтунские — и это оказывается все про одни и те же ворота. Такое многообразие названий они получили благодаря своей бурной истории. Речь идет о бронзовых, двустворчатых воротах, выполненных в романском стиле в 12 веке, которые украшают главный вход Софийского собора в Великом Новгороде. В настоящее время их отворяют только тогда, когда службу ведет сам местный владыка. Новгородская епархия, наряду с Киевской, старейшие на русской земле.

Воротины созданы ковщиками из Магдебурга в 1154 г., по заказу епископа Магдебурга (Германия) Вихмана и по месту создания получили свое первое имя – Магдебурские. Поверхность покрыта рельефными высокохудожественными рисунками с изображением сцен из Ветхого и Нового Заветов и предназначались для церкви в Плоцке (Польша), для плоцкого епископа Александра.

Отсюда пошло второе название ворот – Плоцкие. Оба архиерея изображены на дверных створках. Внизу, на левой воротине, барельефы двух мастеров изготовивших произведение искусства – Риксвина и Вайсмута, держащих кузнечные молот и клещи.

 

В Новгороде кованый шедевр оказался примерно в середине 15 столетия. Привезли их разобранными, но не в полном комплекте, несколько барельефных пластинок были потеряны. По счастью, новгородчина всегда славилась умельцами по железному ремеслу и ремонт был поручен художнику по металлу и литейщику Аврааму. После реставрационных работ, Авраам увековечил себя в памяти потомков, поставив свой горельеф слева от германских ремесленников и подписал – Мастеръ Аврамъ. Считается, что это автопортрет умелого кузнеца, который изобразил себя с молотом и клещами. На груди Авраама крест. Изготовитель дополнил створки рядом сюжетов, причем один из них весьма редко встречающийся — «Сотворение Евы». Восстановленные изделия были установлены в западной стороне Соборе Святой Софии, в приделе Рождества Богоматери.

 

Когда и как врата попали из Плоцка на Русь до сих пор остается неясным. Историк В.Н. Татищев, считал, что они были куплены архиепископом Василем Каликой у немцев, причем цена была велика. Более популярные и исторически аргументированные варианты относятся к наименованиям Сигнтунские и Корсунские. Основаны они на том, что они появились в Новгороде в полуразобранном виде, а значит, это могла быть трофейная добыча и ее везли издалека и долго, что именно в период военного похода часть пластин на створах и была утрачена.

 

Корсунские врата — это наименование может быть связано с легендой, согласно которой, после похода на Византию, князь Владимир доставил их покоренной Корсуни. При князе Владимире произошло Крещение Руси и это событие принято относить к 988 году. Тогда, согласно этой теории, полностью отметается немецкое происхождение.

 

Есть ряд научных трудов, обосновывающих, что врата сразу изготавливались под замеры проёма в Софийском соборе, то есть не было никакой реставрации, они изначально были меньшими по размеру, а после того, как их решили перенести, то увеличили количество пластин с барельефами с 20 до 28. Структура ворот, согласно этим гипотезам, характерна для византийских дверей. Чем объяснить латинские надписи на створах, трактовки об этом нет.

 

Есть предположение, что нарекли их Корсунскими, по причине от того, что первоначально шедевр был размещен в Корсунской паперти храма святой Софии. Сегодня, Корсунскими называют другие двери, отделяющие придел Рождества Пресвятой Богородицы от Мартириевской паперти.

 

Однако, в 1800-х г.г., с легкой руки шведа Аделунга, появляется версия, что изделия были родом из тогдашней шведской столицы Сигтуны. Якобы, в 1187 г., Сигтуна, на пике своего расцвета, была захвачена и её разграбили новгородцы. В этот момент они и были вывезены оттуда. Сказание об этом были распространены в Швеции, хотя в российских источниках нет никаких упоминаний об этом. На самом деле, хроники шведов вещают, что Сигтуну захватили воинственные соседи – карелы или эсты. После жестокой осады, шведский стольный град был разграблен и сожжен. После этого, город, так и не смог больше восстановиться и угас. Еще одна версия гласит, что новгородские ватаги напали, как раз уже на возвращающихся домой и отягощенных трофеями карелов или эстов и отняли у них добычу.

Вернуться назад
02.11.2023
Спасибо!

В ближайшее время с вами свяжутся наши специалисты