Термин «деконструктивизм» ввёл французский философ и психоаналитик Жак Лакан, но своё теоретическое обоснование он получил в трудах философа Жака Дерриды.
Для деконструктивистов весь мир — это текст. Но, если в модерне, текст создаёт автор, который задаёт для него свои правила, то в постмодерне он имеет второстепенное отношение к той химии, которая происходит между ним и читателем. Фокус смещается на иррациональное, эмоциональное.
Философская концепция понравилась деятелям искусства. Так появилось новое направление в искусстве, стартовал поиск новых идей.
Деконструктивизм, как оппозиция конструктивизму, выражался в разборе конструкции на её составляющие, чтобы понять, как она рождается изначально. Если в архитектуре конструктивизма строения выполняют функциональную роль, и каждый элемент добавлен для какой-то цели, то архитекторы-деконструктивисты провозгласили главенство формы над функцией.
Конструктивист Моисей Гинзбург, например, спроектировал Дом Наркомфина СССР. Идея была в создании общего пространства для всех его жителей — отсюда широкие коридоры и холлы, а также отдельная столовая, к которой ведёт тоннель, соединяющий её с жилым комплексом. Предполагалось, что это станет местом встреч соседей, которым не нужно было переодеваться в уличную одежду для посещения столовой. Само здание состоит из квадратных и прямоугольных геометрических фигур.
Другое дело — творения архитектора-деконструктивиста Питера Айзенмана. Он стремился возводить антиархитектурные постройки с хаотичным нагромождением асимметричных конструкций, которые не располагают к жизни и работе в них. Он считал, что архитектура не должна закрывать потребности клиента — она ему вообще ничего не должна.
архитектурные решения
Заказчик «Гордиола Хаус» хотел, чтобы окна выходили на океан — Айзенман отказал. В выставочном «Векснер-центре», в котором, как предполагалось, будут проходить экспозиции художников, Айзенман не добавил подходящих для этого стен. Так по мысли архитектора мы начинаем ценить то, что ранее казалось нефункциональным и бессмысленным.
Он говорил: «Если между супружескими кроватями есть щель, в которую можно провалиться — это меня не заботит. Если в семье есть ребёнок — это меня не волнует. Если из обеденного стола выпирает столб — мне на это наплевать. Если люди не могут увидеть из своего дома океан через окно — ну и пусть».
Часть своих проектов Айзенман разработал совместно с Дерридой. Впоследствии он разочаровался в этом течении и признал смерть деконструктивизма — он выжал из него максимум.
В дальнейшем мы раскроем, как деконструктивизм эволюционировал в 21 веке, и рассмотрим шедевры Захи Хадид.
— — — — — — — — — — — —
Присылайте нам эскизы в стиле деконструктивизм, и художники по металлу студии ковки «Арт Кузница» воплотят их в жизнь
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.